Небольшой отчетик, носит скорее информационный характер для тех кто собирается в ту же сторону.
Осуществилась давняя мечта – поездка на перевал кату-ярык.
Итак поехали:
1 день. 1 мая 2009 года. Запланирован выезд в 8 утра, едем на двух машинах MARK2 и CRV, обе машины полноприводные, состав 5 взрослых и двое детей 1,5 и 2,5 года. От клещей никто не привит. Как обычно кто-то опоздал и выехали мы примерно в 8-30, место первой ночевки было неизвестно, но в планах было добраться за первый день до семинского, а там уже решить. Ехали наверно часов 6, по дороге – лето! Доехав до семинского приняли решение там же и заночевать. Высота около 1800 метров, лежит снег и действующая горнолыжка, бррр….
Остановились на т/б Динамо (круглодичная, есть баня, питание, свет, теплое жилье по 400 руб с чел), местные говорят что врядли доедем до перевала Кату-ярык. Тем не менее врямя зря не теряем, Алексей успел немного покататься на прокатном борде, шашлык-машлык-прогулки и спать.
2 день. Проснулись, и неспеша двинулись в сторону цели – кату-ярык, ночевка была запланирована (и забронирована) на турбазе Узун-Кель, что находится на берегу одноименного озера. Спускаемся с перевала – лето! По дороге открываются красивые пейзажи: перевал Чикетаман, катунские бомы, место слияния чуи с катунью!
Больше похоже на другое, чем то что написано на нём
Фотаем все эти места, Акташ проезжаем прямо чтобы полюбоваться Северо-чуйским хребтом, и назад – в Акташ, там поворачиваем на Улаган, традиционно фото на красных воротах и едем дальше – местность всё выше, появляется снег.
Преодолеваем отметку в 2000м – везде снег, доезжаем до Узун-келя, время в пути наверное около 5 часов, высота около 2080м, везде мокрый снег, а где его нет там грязь, озеро подо льдом , с детьми не погулять … Дом теплый только один, он же для персонала, условия прямо скажу – не очень. База работает реально только с 1 июня, в мае там делать нечего вообще. Летом наверное здесь хорошо (есть баня, свет от генератора, питание), но быть там в мае – моя ошибка. Хозяин-алтаец говорит что перевал скорее всего не пройдем, размывает его весенними водами, только на джипах туда… ну и ладно… снова шашлык-машлык и спать, ночью чё-то ржали, Алексей воевал с умывальником, я доколупался сначала до генератора, который ходил вырубать ночью, потом до часов, которые тикали громковато ))) Вобщем выспались ))
3 день. Задерживаться на базе не стали, также неспеша собрались и двинули дальше. В Улагане главное не проехать поворот на Балыкчу(!), дорога становится хуже, но ехать всё равно на любом автомобиле можно. Кстати в Улагане последние хорошие магазины, и пару забегаловок где можно хорошо поесть, здесь же и последнее место, где есть сотовая связь и бензозаправки (но доверия они не вызывают, лучше заправится в Акташе). Льёт дождь, по дороге встречаем промокших велосипедистов с Барнаула, две девушки плюс два парня, маршрут держут следующий: север Телецкого – пароход – юг Телецкого - кату-ярык – акташ. Говорят что до перевала не доедем дорога совсем плохая. Часа наверное через 3 приехали на перевал Кату-ярык, где там можно не проехать так и не нашли, да дорога плохая, но проезжаема для любого авто. Словами не описать насколько красив перевал и долина реки Чулышман, это надо видеть своимим глазами, красотища!
Хорошая фотка, но я не автор, скачал где-то в инете:
Снова наши фото:
Все достали фотики и через час успокоившись двинули вниз…
спуск нормальный, ехали весь спуск на первой передачи, сильно воняли тормозные колодки, когда спустились вниз, заметили что у CRV из передних тормозов дым идёт, немного постояли и дальше (а то что-то местные алтайцы косятся, то ли от того что удивляются как мы доехали, то ли «добычу» в нас увидили), через километр – база Эзен, где и была запланирована ночевка! Поселились в теплом уютном и просторном аиле, очень хорошее место, рекомендую, красотища – никого нет на базе, уютно и красивые виды.
На базе хорошая баня, в сезон организовано питание, экскурсии, элетропитание от генератора. Со слов местного алтайца с базы – летом у них всё занято как минимум за месяц, и не очень комфортно – пьянки, музыка и т.п., а так база круглогодичная вроде как. В первый же день мужским составом полезли на водопад кату-ярык, с виду казалось что он находтся «в двух шагах», на деле оказалось посложнее – 3,5 часа в гору и только тогда мы к нему приблизились, чуть-чуть не дошли – метров 10-15 до водопада, обрыв там …
Фото водопада через бинокль:
уже вечерело, побежали обратно, в это время на базе, наших жен и детей местный успокаивает – вернутся они не скоро, все кто туда уходил возвращаются только на следующий день и все оборванные )) Вобщем он ошибся - вернулись мы быстро, на мне был пойман первый клещ. Банька и спать.
4 день. План – юг Телецкого и обратно на базу, если получится, то «программа максимум» выполнена! Традиционно местные говорят что мы не доедем, особенно показывая пальцем на мой марк2, тем не менее поехали … Немного отъехав вспоминаю что оставил секретку от колес на базе, возвращаться не стали, поэтому всю дорогу боялся чтоб с колесами ничего не случилось (ибо не шибко высокая там резина стояла – 17ая), дорога плохая, но проезд считаю возможен на любом автомобиле с любым приводом. Очень красивая дорога – так и хотелось её назвать «долина водопадов», словами не описать, надо видеть!
Доезжаем до брода близ поселка Коо … да уж … брод называется … даже номер не намочили …
едем дальше, будет ещё поселок Балыкча, в нём есть гастрономы, купить там практически нечего – хлеба не бывает вообще, колбаса замороженная, берем сосисок, сухарей и минералки. Без больших проблем доезжаем до юга Телецкого, примерно в дороге 3,5 часа, выезжаем на машинах прямо на песчаную косу, красота - волны и людей никого… фотаем,
и назад, едем побыстрее и уже без остановок, время в пути 2,5-3 часа.
Призжаем на базу, программа максимум выполнена, решаем её перевыполнить и утром мужским составом двинуть на чульчинский водопад! Спать.
5 день. 8 утра, звенят будильники, в 10 сели в машины и поехали, в 11 в том месте где переплавляться через Чулышман находим местного переплащика Юрия, машину прячем в яму, которую он вырыл на берегу, платим за присмотр машины и переправу.
В 11-30 уходим пешком, расстояние 11км в одну сторону, тропа козья, очень много обрывов, идти надо осторожно, долго ищем переход через первую речушку, точнее я долго ищу, остальные уже перешли к этому времени)))
Дошли до прижима – пипец, Лёха потихоньку перебирается на ту сторону, мне страшновато, нормальные люди там страховку бросают, а мы так …
вобщем перелазию с горем пополам, Николай вообще практически «пробежал» по прижиму обогнав меня по нему))). Водопад видно уже было издалека, только вот топать ещё много до него.
На подходе к водопаду решаем осмотрется на клещи, с себя снял штук 15, один уже впивался, вытащили его, Леха штук 5-7 на себе нашел, а Николай видать какой-то «малокровный», всего пару клещей нашел )))) хотя шел самым первым. Подходим к водопаду – красиво, кушаем и обратно. Пешая часть маршрута к водопаду заняла 3,5 часа.
Обратно быстрее – под уклон и уже тропу знаем. Каждые минут 15-20 собираем клещей, наконец-то Николай хоть немножко наловил на себя, один успевает впится в Алексея … сам вытаскивает и идём дальше. Прижим - ручьи-речушки – переправа – машина – база. Классно сходили! Очень красивый водопад и не менее запоминающийся маршрут до него (а с таким кол-вом клещей его вообще не забудешь никогда)))! Местный говорит что быстро мы сходили, говорит некоторые по два дня ходят (если вообще доходят), шутит – «Теперь экскурсии сами водить можете!» Спать.
6 день. Матрасничаем, делаем вылазку до местного красивого водопада.
Спать.
7 день. Поехали обратно, в сторону дома, в перевал поднимаемся без проблем. Контрольное фото. Решаем смотаться до Кош-Агача, возможно там и заночевать, по дороге очень красивый вид на северо-чуйский и южно-чуйский хребты, но нам не повезло с погодой и мы не увидели всей красоты. Доезжаем до Кош-Агача, Чуйская степь, зона вечной мерзлоты, 40 км до границы Монголией … песок, камни, высота опять под 2 км и сильный ветер, растительности практически нет. Многие дома стоят без крыш, наверное их просто не строят, т.к. осадков в этом районе всего лишь 150 мм в год.
Зашли на местный рынок, купили монгольского чая в пачках по 1,4 кг.
Решили что задерживаться в этом районе не стоит, двинули обратно в сторону Акташа
Проехав Акташ остановились в мотеле под названием «семьсот какой-то километр». Когда заселились, поняли что чувствуешь себя как больнице, а вместо номера у тебя палата, бррр… Не рекомендую в нем селится. Отбой.
8 день. Решено ехать дальше в сторону дома и где-нибудь остановится на ночлег.
В итоге уехали на Чемал ))), заселились в хорошей частной усадьбе, находится метрах в 100-150 от монастыря, хорошая банька, кстати телефон хозяев – 8-913-696-6214. Кушать ходили в другую усадьбу – «Виттан» до неё метров 300 вглубь поселка.
9-10 день Матрасничаем, гуляем, на лошадках кто-то покатался, на машинах вдоль Кубы поднимаемся немного, вобщем отдыхаем …
Карелин на своём "Тигре" в Чемале:
Спать
11 день Домой.
Пройдено примерно 2100км, бензина примерно литров 200 на машину.
Выводы: 1. Отдохнули хорошо, план перевыполнен, хочется вернуться в долину реки Чулышман – долину водопадов! 2. Не надо ночевать на Узун-келе в мае ))) 3. Не надо останавливаться в мотеле «семьсот какой-то километр» 4. В Кош-Агач съездить стоит, посмотреть на эту «пустыню» и сразу обратно (или дальше в Беляши)
Следующие планы: в конце июля – начале августа на аккемское или на мультинские озера, пока думаем, да ещё и с работой может не получится …[